Солнечногорск. Новости

Яндекс.Погода

среда, 21 ноября

пасмурно-3 °C

Онлайн трансляция

Экстремизм и детская жестокость – это следствие нашего безразличия

22 авг. 2018 г., 20:21

Просмотры: 259


Корреспонденты газеты «Подмосковье сегодня» побеседовали с председатель миссионерского отдела Московской епархии Русской православной церкви, членом экспертного совета при антитеррористической комиссии московской области, священником Димитрием БЕРЕЗИНЫМ.

Инциденты, связанные с детским насилием в школах, рост миграционных потоков, который особенно касается Московского региона, большое количество негатива из сети интернет и средств массовой информации зачастую пагубно отражаются на поведении несовершеннолетних. Накануне учебного года эта тема особенно актуальна.

– Отец Димитрий, в преддверии начала нового учебного года повышенное общественное внимание привлекает проблема так называемого «колумбайна» (от названия школы «Колумбайн» в штате Колорадо, США, где в 1999 году два ученика совершили массовое убийство. – Прим. ред.). С чем, на ваш взгляд, связано это явление?

– Очевидно, что социальноэкономические факторы здесь не являются основополагающими. Причины стоит искать в семье. В современном виде «колумбайн» представляет собой определенную псевдокультуру на основе насилия. В большинстве случаев ее жертвами становятся обиженные, отчаявшиеся, брошенные дети, подростки из неполных семей. Проявления жестокости как раз и становятся взрывной реакцией таких детей на обиды со стороны учителей и одноклассников и неспособность выразить себя. Подростки хотят произвести впечатление на окружающих и, к сожалению, делают это иногда не самым лучшим образом.

– Каков рецепт от этой социальной болезни?

– Во-первых, необходима серьезная, кропотливая работа в семьях по выстраиванию отношений между родителями и детьми. Нужно быть предельно внимательными к своим детям и их окружению, обращать пристальное внимание на символику, сленг, увлечения и проблемы детей. Во-вторых, важное значение имеет мониторинг социальных сетей. Детские страницы чаще всего открыты для просмотра. С одной стороны, сам ребенок может состоять в группах и аккаунтах «колумбайна», «хейтерских» сообществах. С другой стороны, возможна травля самого ребенка в интернете со стороны сверстников и взрослых – издевательства в соцсетях, мессенджерах, по электронной почте. Бывает, что в силу каких-то причин родители не могут или не хотят уделять внимание эмоциональному состоянию ребенка. В этом случае должны подключаться классный руководитель и школьный психолог. Если ребенок уже имеет отклонения в поведении, состоит на учете, то с ним работают специалисты комиссий по делам несовершеннолетних, в состав которых входят и священники. Кроме того, церковные приходы помогают семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Если ребенок проявляет жестокость к животным или слабым, если выражает ненависть в соцсетях, чрезмерно увлекается оружием, пишет угрозы – это повод обратить на него внимание специалистов. Статистика школьного насилия показывает, что проблема чаще всего лежит в области психиатрии. Но упреждать жестокость можно, создавая дружественную среду в школах, показывая им примеры героев, размышляя о смысле человеческой жизни.

– Возможно, родителям стоит скооперироваться, чтобы сообща решать проблемные вопросы?

– Для предупреждения несчастных случаев, проявлений насилия, криминального поведения, экстремистских действий в подростковой и молодежной среде целесообразно привлекать «советы отцов». Есть многочисленные примеры, когда на уровне школ, районов, областей создаются объединения отцов, которые берутся помогать, в том числе и таким детям. Повторюсь: в случаях школьного насилия у инициаторов в большинстве своем либо не было отцов, либо были отчимы, с которыми они не ладили. Если бы при школах создавались «советы отцов», возможно, удалось бы взять шефство над такими ребятами, помочь в выборе жизненного пути. В июле в России стартовала акция «Отцовский патруль», целью которой стало предупреждение чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев с несовершеннолетними в местах отдыха и развлечений детей. Отцы взяли под свой контроль все территории, где могут бесконтрольно находиться дети: стройки, парки, скверы, опасные участки дорог.

– Известно, что Подмосковье привлекательно для трудовых мигрантов. При этом определенное их количество находится вне поля зрения правоохранительных органов, миграционных служб. Что нужно сделать для обеспечения безопасности, гармонизации межэтнических отношений?

– Столкновение культур чаще всего возникает на бытовом уровне. Нужно найти точки соприкосновения и, по возможности, объяснять иностранцам, какие традиции присутствуют в местности, где они хотят трудиться. Кроме того, мигранты, оказываясь в иной языковой и культурной среде, склонны замыкаться внутри своих общин (если их достаточно много), а это всегда воспринимается как опасность. И конечно, поскольку многие приезжие из ближнего зарубежья живут на грани выживания, высылают деньги семьям, их нередко обманывают, – возникает сообщество отчаявшихся людей, не видящих иного выхода, кроме как уйти в криминал. Это еще больше подбрасывает масла в тлеющий огонь взаимного непонимания. В Подмосковье развивается проект «Школа добрососедства», в котором принимают участие представители Московской епархии, Духовного управления мусульман Московской области, иудейской общины. На уроках «Школы добрососедства» православные, мусульмане и иудеи рассказывают о тех плодах, которые дает вера в их жизни, и о том, чему действительно она учит. Важно, когда дети видят, что, несмотря на различие вероучений, верующие люди могут спокойно и доброжелательно общаться друг с другом. Этот проект ориентирован на укрепление межнациональных и межрелигиозных связей. Дети имеют возможность встретиться с представителями различных вероисповеданий, узнать об их различиях, увидеть то, что их объединяет, пообщаться на наиболее волнующие темы. Мероприятия «Школы добрососедства» уже прошли в Люберцах, Мытищах, Щелкове, Селятине.

Беседовали Владислав Красинский, Яна Гулина

#солнечногорскоеИА #вкyрсе2О18 #летo2О18

Яндекс.Метрика