24 дек. 2020 г., 9:41
Просмотры: 651
Как Подмосковье меняет политику обращения с отходами и достаточно ли принятых мер, чтобы решить проблему замусоривания региона?
Свалки – это одни и самых проблемных объектов городской инфраструктуры. Они всячески напоминают нам о себе – и чудовищным запахом, и визуальным воплощением в виде возвышающихся огромных холмов.
С 1 января 2019 года вступила в силу «мусорная реформа», подразумевающая новый порядок обращения с твердыми коммунальными отходами, включающая в себя раздельный сбор вторсырья и смешанных отходов.
При этом сам Президент России в ходе Прямой линии отметил, что «мы десятилетиями накапливали мусор и бытовые отходы, а заниматься решением «мусорного вопроса» мы начали лишь два года назад». Что же изменилось за эти два года?
С чего всё началось?
Согласно данным Счетной палаты, ежегодно россияне оставляют после себя 70 миллионов тонн отходов. При этом до 2018 года только 4% мусора в России сжигалось, около 1% шло на переработку, а более 95% отходов мертвым грузом сваливалось, закапывалось и «врастало» в территории вокруг мусорных полигонов, отравляя жизнь на километры вокруг.
Больше всего «грязнило» именно Подмосковье ‒ наш регион уже несколько лет является «лидером» в стране по числу отходов: каждый житель Московской области в среднем производит почти полтонны мусора в год. Так что проблема захламления коснулась каждого россиянина, но жителей нашего региона ‒ особенно. В последние годы к свалкам стали все активнее привлекать внимание и экологи, и активисты, и просто неравнодушные граждане.
Что делается для избавления от мусора?
Одна из целей национального проекта «Экология» ‒ добиться снижения объема мусора, отправляемого на полигоны. Если сейчас по стране он составляет более 10 000 000 тонн, то к 2029 году планируется добиться того, чтобы на полигоны отправлялось не более 750 000 тонн в год. При этом активно проводится ликвидация гигантских мусорных полигонов вроде печально известного Алексинского. Если несколько лет назад в Подмосковье их было около 40, то сейчас осталось всего два ‒ и то их планируют закрыть в декабре 2020 года. Также ведется программа по рекультивации этих объектов.
Но основное – это комплексный подход к проблеме. Одним из основных элементов такого подхода в территориальной схеме является создание КПО. Именно комплексы по переработке отходов смогут решить проблему сортировки и переработки, тем самым значительно, в разы, сокращая количество мусора, отправляемого на захоронение, при этом делая его совершенно безопасным – без органики, не горючим и без запаха. Мало кто задумывался, но переработка мусора дает сырье для повседневных необходимых вещей.
Так что в итоге происходит с отходами?
Просто взять и бесследно избавиться от миллионов тонн мусора невозможно. Но разные виды отходов можно:
Примеры использования вторсырья:
В Московской области на данный момент построено восемь КПО: в Коломне, Егорьевске, Сергиевом Посаде, Рошале, Серебряных Прудах, Зарайске, Клину и Кашире. Большой плюс для регионов, безусловно, в том, что каждый завод обеспечивает рабочими местами около 600 человек, при этом при трудоустройстве приоритет отдается местным жителям. Большая часть «грязной» работы выполняется автоматизировано ‒ но в процессе все равно участвуют операторы, технологи, экологи и разнорабочие. Для многих потерявших работу из-за пандемии открытие КПО стало большой удачей. Например, КПО «Восток», построенный в г.о. Егорьевск, является крупнейшим в Восточной Европе ‒ и при условиях работы в полную мощь он позволяет сократить объем захоронения бытовых отходов на 300 000 тонн в год.
Хватит ли этого, чтобы решить проблему с отходами?
Для того, чтобы сделать борьбу с мусором в регионе максимально эффективной, важно, чтобы принцип раздельного сбора соблюдался на всех этапах цепочки движения отходов ‒ а начинается она на наших кухнях. Так что важно, чтобы в процесс вовлекались жители, не давая «мусорной реформе» остаться «на бумаге».
Подмосковные КПО не уступают западным по уровню технологичности ‒ возможно, со временем и они станут органичной частью жизни каждого региона, также, как и РСО станет естественной привычкой жителей страны. По крайней мере, мы на это очень надеемся.