Солнечногорск. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 27 июня

ясно+19 °C

Онлайн трансляция

Есть храм на берегу крутом в Поярково…

05 февр. 2016 г., 10:38

Просмотры: 118


Вдруг лес расступился,
не видно села,
Стоит только церковь
царевной одна.
Вознесся шатер ее в синее небо,
Глядишь и не знаешь,
то быль или небыль…

Эти строки написаны о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поярково. Он был построен владельцем этого села боярином Артамоном Сергеевичем Матвеевым 350 лет назад. Храм в стиле раннего барокко поражает не своими размерами, а удивительными пропорциями и богатством декоративной отделки.
Архитектурный стиль барокко зародился в Италии в XVI веке, в России вошел в моду в середине XVII века при дворе царя Алексея Михайловича. Боярин А. С. Матвеев был другом царя Алексея Михайловича и крупным политическим деятелем, воспитателем Натальи Кирилловны Нарышкиной, ставшей женой царя Алексея Михайловича и матерью Петра I.
Есть предположение, что зодчий, строивший этот храм, Иван Кузнечик, который к тому же числился стрельцом в полку А. С. Матвеева. В частности, до наших дней в Москве сохранились церковь Святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке и собор Покрова Богородицы в Измайлове, построенные этим известным зодчим.

Шедевр архитектуры XVII века
В центре Поярково на холме, который местные жители называют Долиной, первоначально был построен миниатюрный бесстолпный храм в виде одноглавого четверика, перекрытый лотковыми сводами и увенчанный ярусами кокошников. К нему примыкает небольшая трапезная, перекрытая полулотковым сводом.
Храм богато декорирован – белокаменные резные порталы и наличники; на северном его фасаде, в белокаменном обрамлении фигурных колонок и растительных орнаментов, располагается киот и закладная доска с надписью, вырезанной вязью по камню.
Из надписи, с учетом перевода дат в привычную для нас форму, следует, что начали строительство церкви Рождества Пресвятой Богородицы 1 мая 1665 года (по старому стилю) по благословению митрополита Новгородского Питирима, а завершили и освятили 14 сентября 1665 года (по старому стилю). Строил церковь «полковник и голова московских стрельцов Артамон Сергеевич Матвеев». Кирпич для постройки храма изготавливали неподалеку.
В 1670‑х годах к храму была пристроена уникальная в своем роде трехъя-русная шатровая колокольня на круглых опорах с двумя убывающими по объему ярусами «звона», богато украшенная полихромными изразцами работы ярославских мастеров. Подвесные гирьки в пролетах верхнего звона как бы перекликаются с такими же деталями пролетов крыльца. В декоративном убранстве храма использованы также вставки и украшения из мягкого белого известняка, цоколь аркад колокольни облицован белокаменными плитами. Все это хорошо смотрелось на фоне кирпичной кладки, однако сейчас храм белый, словно полностью выполнен из известняка.
Известно, что белый камень – известняк - привозился сюда из подмосковного села Мячкова. Мячковский известняк был хорошего качества и широко использовался в многочисленных памятниках русского зодчества и скульптуре, начиная с XII века. Для выполнения сложнейшего архитектурного декора храма А. С. Матвеев, по‑видимому, приглашал лучших мастеров Оружейной палаты Московского кремля.
После постройки храма Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково у села появилось второе название Рождествено (впоследствии это название исчезло).
Отказная книга, датированная 1678 годом, сохранила полную опись Рождественской каменной церкви, из которой следует, что иконостас в храме был резной золоченный, «царские двери резные, вызолочены и прописаны красками».
Нижний ярус иконостаса занимали местные иконы: образа Спаса, Рождества Богородицы, Богородицы Кипрской, Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, «государства Ангелов в молении». Все иконы были в киотах. В примыкавшей к церкви трапезной находились две иконы великомучеников Димитрия и Георгия в резных киотах.
На колокольне было десять колоколов. Самый большой из них весил 29 пудов 8 гривен, остальные – средние и малые (к 1887 году осталось только четыре небольших колокола). В интерьере храма были фрески растительного орнамента.

Где венчался Петр I?
Издавна в Поярково существовала легенда, что 16‑летний Петр, будущий первый русский император, венчался здесь, в храме Рождества Пресвятой Богородицы, 27 января 1689 года с Евдокией Лопухиной. Этот брак был заключен в угоду матери Петра, которая желала показать политическим противникам, что ее сын достаточно взрослый, чтобы взять власть в свои руки.
Эта легенда не лишена оснований. В Москве Петр не захотел венчаться, опасаясь стрельцов, верных царевне Софье. Венчание проходило тайно. Есть несколько версий по поводу того, в какой из подмосковных церквей проходило это венчание. В частности, А. Н. Толстой в романе «Петр I» описывает, что оно было в деревянной церкви в селе Преображенском под Москвой, в котором в то время проживала Наталья Кирилловна со своими детьми, находясь в оппозиции к Софье. Однако эта церковь, как и другие, не идут ни в какое сравнение с замечательным храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково, владельцы которого Матвеевы – Артамон Сергеевич и его сын дипломат Андрей Артамонович – долгие годы были близки к царскому двору.

История Рождественской церкви
В Дозорной и описной книге церковных земель Патриаршего казенного приказа за 1681 г. есть сведения о том, что возле храма Рождества Пресвятой Богородицы захоронения в то время не производились, а хоронили в полуверсте от него на старом кладбище. Хоронить около храма стали, начиная с XVIII века, о чем свидетельствуют частично сохранившиеся надписи на старинных памятниках-саркофагах из известняка. Большинство надписей начинаются словами: «Подъ симъ камнемъ погребено тело крестьянина г-на Гурьева…» (по данным 1852 года Поярковом владел дворянин Василий Михайлович Гурьев). Чаще всего встречается на памятниках фамилия крестьян Городковых..
Вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы были когда-то дворы причта: священника, дьякона и дьячка. По сохранившимся данным в церкви в разные годы служили:
священники: Петр Гаврилов в 1678 году, Никита Титов в 1681 году, Дмитрий Григорьев в 1704–1710 годах, Василий Афанасьев до 1714 года, Никита Иванов в 1714–1720 годах, Федор Алексеев в 1787 году;
дьяконы: Иван Андреев в 1678 году, с конца XVII века не было;
дьячки: Якушка Петров в 1678 году, Василий Иванов в 1704–1710 годах и Василий Ульянов в 1720 году, Федор Федоров в 1787 году;
пономари: в конце XVII века не было, Максим Андреев в 1704–1710 годах, Петр Васильев в 1720 году, Иван Васильев в 1787 году.
Однако с 1807 года причта не стало, а службу стал проводить священник Покровской церкви из села Мышецкое.
В 1892 году в Поярково из Мышецкого была переведена церковноприходская школа, основанная в 1877 году священником Никифором Павловичем Соловьевым (1845-1908). Разместилась школа в наемном здании.
Поярковская церковноприходская школа славилась хорошей организацией паломничества своих учеников, которые ходили пешком в Казанский-Головинский монастырь, ныне находящийся на территории Москвы, Ново-Иерусалимский монастырь, Спасо-Влахернский монастырь (пос. Деденево Дмитровского района), а также на родину своего законоучителя в село Нетесово.
В 1934 году церковь в Поярково закрыли, колокола и церковную утварь увезли, иконы взяли себе местные жители. Священника Сергея Степановича Третьякова арестовали и в 1937 году расстреляли.
Только в 1992 году храм был передан верующим, с 1998 года в нем стала проходить служба. Первым настоятелем храма был протоиерей Олег Борисович Кудряков, ныне – священник Александр Азаров
Реставрация храма
С 1960 года храм Рождества Пресвятой Богородицы находится под охраной государства как памятник истории и культуры федерального значения. С 1967 по 1969 годы Мособлтрестреставрацией была проведена реставрация этого храма по проекту архитектора Е. Р. Куницкой, но к 1987 году храм потерял внутреннюю отделку, в том числе и древнюю роспись в виде растительного орнамента.
В 1995 году Московский областной комитет по культуре и туризму принял решение о новой реставрации, так как к этому времени колокольня значительно наклонилась, и возникла реальная угроза ее обрушения. В этом же году реставрация началась с укрепления колокольни. Большая часть изразцов с колокольни была похищена. В последние годы на место недостающих изразцов на колокольне были вставлены анало-гичные, сделанные в Ярославле по той же технологии, что и прежние изразцы (остались только три старых изразца). К сожалению, ажурные кресты с полумесяцем внизу на куполах храма были заменены совсем на другие, более простые.
Внутри храм расписал художник Владимир Сидельников. 21 сентября 2009 года, в престольный праздник, на храме была помещена заалтарная изразцовая икона Рождества Божией Матери, выполненная в Ярославле, на пожертвования генерал-полковника Б. П. Максина.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы, по праву считающийся одним из шедевров русского зодчества XVII века, увековечен на полотнах Георгия Михайловича Красильникова, Алексея Наумовича Неймана, Валентина Васильевича Саратова, Григория Филипповича Науменко, Ивана Трофимовича Плаксина и многих других художников.
Наталья Волкова

Яндекс.Метрика