Солнечногорск. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 14 декабря

пасмурно-2 °C

Онлайн трансляция

«Открытая трибуна» Мособлдумы: Почти 2 миллиарда рублей поступит в местные бюджеты Подмосковья после регистрации неучтенных объектов недвижимости

27 янв. 2017 г., 11:31

Просмотры: 263


В Московской областной Думе состоялось заседание экспертной группы «Открытая трибуна», на котором обсудили проблемы и нюансы вовлечения незарегистрированных объектов недвижимости в налоговый оборот. В состав делегации от Солнечногорского района вошли депутат Мособлдумы, заместитель руководителя исполнительной группы в Солнечногорском районе Сергей Юдаков, заместитель главы района Олег Городничий и главный эксперт отдела экономики администрации района Оксана Черепова.

Открывая заседание, председатель подмосковного парламента Игорь Брынцалов обратил внимание собравшихся на то, что поступление налогов на недвижимость является главным источником наполнения местных бюджетов.

Правительство Московской области уделяет особое внимание этому вопросу. Так, в существующий перечень критериев эффективности работы органов местного самоуправления вошло четыре новых показателя, которые отражают деятельность в данном направлении. Например, один из показателей отображает количество объектов недвижимого имущества, поставленных на кадастровый учёт и вовлечённых в налоговый оборот. Поэтому с предыдущего года на территории Московской области реализуется масштабный проект по выявлению незарегистрированных объектов капитального строительства – домов, коттеджей, бань и других строений – и их вовлечению в налоговый оборот. В этой работе принимают участие представители всех уровней власти и задействованных в процессе структур.

Как особо отметил спикер, «такая работа носит перспективный и социальный характер, позволяет реализовать принцип справедливости по обязанности уплаты налога всеми владельцами недвижимости».

И проект уже показал первые результаты – с начала его реализации было выявлено более 150 тысяч объектов недвижимости, которые внесены в Реестр неузаконенных домов и строений Подмосковья. Сегодня в Реестре – 182 631 земельный участок, а поставлено на учёт более 81 тысячи.

Уже сейчас это дало в бюджеты поселений в годовом исчислении свыше 246 миллионов рублей налоговых поступлений. При этом потенциал таких объектов по оценкам экспертов составляет не менее полумиллиона неоформленных строений. Ожидается, что после завершении процесса консолидированный бюджет получит порядка 1,8 млрд. рублей. Эти средства муниципалитеты смогут направить на развитие инфраструктуры, ремонт дорог и строительство социальных объектов.

Однако в процессе работы муниципалитеты и  подмосковное БТИ сталкиваются с рядом проблем. Как отметил генеральный директор Московского областного бюро технической инвентаризации Владислав Мурашов, на начало проекта отсутствовало понимание того, с каким порядком количества незарегистрированных объектов предстоит работать. Вторая проблема была связана с пробелом в федеральном законодательстве, когда у гражданина отсутствует обязанность оформления прав на недвижимость, но необходимость платить за него налоги прописана.

В этих условиях происходила организация процесса  по вовлечению в налоговый оборот, которая прошла несколько этапов. Сначала была создана Ведомственная информационная система Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (ВИС), в которой отображаются незарегистрированные объекты капитального строительства. С помощью данных полученных от аэрофотосъёмки специалисты ведомства вручную производили идентификацию участков, сверяя их с данными из кадастровой палаты.

Однако такой способ является крайне трудозатратным и дорогостоящим.  Поэтому было принято решение о совершенствовании применяемого метода – проверка участков происходила только в том случае, если вместе с правом на него одновременно отсутствует зарегистрированное право на какой-либо объект недвижимости. Это существенно сократило массив проверяемых объектов. Более того, данный поиск был проведён автоматически по всей территории региона.

Однако минус такого метода состоит в том, что из поля зрения выпадают те участки, на которых зарегистрировано хотя бы одно строение – в то же время там могут находиться и другие капитальные постройки. Поэтому для выявления оставшихся начал применяться третий вариант метода. Для этого была разработана новая технология, которая автоматически сопоставляет количество контуров зданий полученных на аэрофотоснимках с количеством объектов, на которые зарегистрированы права. В результате регион получил исчерпывающую базу данных. При этом учитывается, что в данном случае могла возникнуть техническая ошибка, когда в базу попали объекты, не относящиеся к категории капитальных построек (например, навес для стоянки автомобилей).  Поэтому в каждом муниципальном районе и городском округе Московской области создаются специальные исполнительные группы.

Такие группы организовывают обходы территорий, сверяют соответствие выявленных объектов заданным критериям и вручают собственникам уведомление о необходимости встать на учёт. В случае если собственников не оказывается на месте, исполнительная группа направляет информационное письмо по адресу их регистрации через органы ФНС.

Для облегчения работы сотрудников местных администраций Министерством имущественных отношений была разработана детальная инструкция по вовлечению объектов в налоговый оборот и обеспечен доступ к полученной информационной базе данных. Однако, как было отмечено на заседании, данный процесс пока налажен не во всех муниципалитетах и местным властям ещё предстоит это сделать: «Одна из главных задач сегодняшнего мероприятия  –  разъяснить представителям муниципалитетов все детали этой работы и услышать проблемы, с которыми они сталкиваются на местах», - пояснил этот момент министр имущественных отношений Московской области Андрей Аверкиев.

В ходе обсуждения были обозначены и другие вопросы. Так, в настоящее время в области наблюдается высокая доля отказов на выдачу разрешений на строительство – до 30%, причём существенная часть из них – необоснованно. Ещё одной проблемой стала стоимость составления технического плана, которая зачастую в несколько раз превышает сам налог на землю и строение. Многие собственники не получили из органов ФНС уведомление о начислении налога. В то же время в соответствии с законом жители России, обладающие транспортом, землёй, имуществом, в таких случаях должны были сами уведомить налоговых инспекторов о собственности. Если кто-то этого не сделал, то его действия расцениваются как утаивание информации от налоговиков -  их ждёт штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Наконец вопросы возникают с определением капитальности объекта, а также в случаях незавершённого строительства, которое встало, например, в виду отсутствия средств у владельца. Все эти и другие вопросы требуют дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, и регион продолжает над этим работу.

Так, уже подготовлен законопроект по ужесточению правил регулирования земельного налога.  В ноябре прошлого года Правительством Российской Федерации по инициативе Министерства финансов России в Государственную думу внесен законопроект, поддержанный, в том числе, и Московской областной думой, который уже прошел первое чтение. В соответствии с ним земельный налог на участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, по истечении 10 лет увеличивается в 2-4 раза, если на участке не зарегистрирован объект капитального строительства. Данная норма вступит в действие с 1 января 2018 года.

Однако, как отметил заместитель министра имущественных отношений Юрий Лавряков, такая норма побуждает больше к строительству, но не решает проблему вовлечения в налоговый оборот незарегистрированных строений. Поэтому и был разработан законопроект о поправках в Налоговый кодекс по троекратному увеличению земельного налога на собственника земельного участка (любой категории), на котором выявлены объекты капитального строительства без кадастрового учета и без прав. Также есть необходимость возложить на субъекты Российской Федерации обязанность по формированию и ведению перечня земельных участков с такими объектами, чтобы иметь возможность применить к ним повышенную налоговую ставку. Как пояснил Игорь Брынцалов, по результатам обсуждения Московская областная дума направит соответствующие поправки в Государственную думу к рассмотрению федерального законопроекта во втором чтении.

Источник: сайт Московской областной думы

Яндекс.Метрика