Солнечногорск. Новости

Яндекс.Погода

среда, 21 ноября

пасмурно-3 °C

Онлайн трансляция

В Подмосковье работают 40 музеев военно-исторической тематики

07 мая 2018 г., 16:18

Просмотры: 480


Сорок музеев военно-исторической тематики работают в Подмосковье. Ежегодно более 50 экспонатов Военно-технического музея разъезжаются по городам региона, чтобы принять участие в торжественных парадах 9 мая, сообщает пресс-служба Министерства культуры Московской области.

«Великая Отечественная война изменила привычный ритм работы музеев и усадеб Московской области. С первых дней войны многие сотрудники уходили на фронт, оставшиеся в тылу проводили просветительскую и агитационно-массовую работу среди населения и бойцов Красной Армии, участвовали в сооружении оборонительных укреплений, эвакуации экспонатов в центр страны. В подмосковных дворцах размещались медсанбаты и госпитали. Некоторые усадьбы оккупировали фашисты. Многие сотрудники музеев погибли в боях под Москвой. Мы бережем память о наших коллегах, рассказывая о Великой Отечественной войне в восстановленных после нее музеях и в новых, созданных уже в ХХI веке», – рассказала министр культуры Московской области Оксана Косарева, которую цитирует пресс-служба.

По словам министра, сегодня в регионе работают 40 музеев военно-исторической тематики. Особой популярностью у жителей и гостей Подмосковья пользуются Военно-технический музей, Музей военной техники Вадима Задорожного, Военно-исторический парк культуры и отдыха Вооруженных Сил РФ «Патриот», Мемориал «Рубеж обороны 28 воинов-панфиловцев» в Волоколамском районе, Музей Зои Космодемьянской в Рузском городском округе.

По информации пресс-службы, в июле 1941 года в музей «Новый Иерусалим» (в то время – Московский областной краеведческий музей) поступило распоряжение подготовить экспонаты к эвакуации, но полностью его выполнить не удалось. Только в октябре 1941-го, когда линия фронта была в 18 километрах от Истры, началась эвакуация музейного фонда. К этому времени была подготовлена к отправке только его часть: предметы из бывшей монастырской ризницы и некоторые художественные коллекции. Таким образом, в Алма-Ату и в Москву были вывезены наиболее ценные экспонаты, остальные спрятали в тайниках на территории музейного комплекса.

Здания Ново-Иерусалимского монастыря были сильно разрушены немецкими войсками, взорван Воскресенский собор. В послевоенные годы начались активные восстановительные работы. Уже через десятилетие вывезенные в Москву и Алма-Ату коллекции вновь встречала Истра, а музейный комплекс «Новый Иерусалим» в послевоенный период в прямом смысле слова был восстановлен из пепла.

Музей «Усадьба "Лопасня-Зачатьевское"». В бывшем усадебном доме в октябре-январе 1941–1942 годов располагался медсанбат 17-й стрелковой дивизии 43-й армии Западного фронта. По воспоминаниям ветеранов дивизии, раненые доставлялись с фронта на санях и кроме усадебного дома размещались в Анно-Зачатьевской церкви. В период боев на Стремиловском рубеже тяжелораненые из медсанбата в Лопасне переправлялись в передвижные полевые госпитали, размещенные в районе станции Столбовой, Климовске, Домодедове, Барыбине, Бронницах.

Из Федоскинской трудовой артели живописцев (располагалась в нынешнем здании Музея народных художественных промыслов) на фронт ушли 70 мастеров, в народное ополчение вступили 32 человека. В ноябре 1941 года фронт вплотную подошел к Федоскину, на пути врага были устроены завалы леса, на высотках оборудовали бетонированные доты и противотанковые «ежи». Многие из учащихся-федоскинцев геройски погибли в ополчении на подступах к Москве. Было им в ту пору по 18 лет. Артель прекратила свою работу. В шести километрах от села, на железнодорожной станции Луговая, немецкие солдаты уже с хохотом продавали пригородные билеты до Москвы.

Еще в самом начале войны в Серпуховском историко-художественном музее была спешно подготовлена и открыта выставка «Героическое прошлое нашей Родины», которая рассказывала о борьбе русского народа с иноземными захватчиками на протяжении истории Российского государства. А осенью 1941 года, когда фашистские войска почти вплотную подошли к Серпухову и начались бомбежки города, была дана команда подготовить экспозицию к эвакуации. Из-за нехватки транспорта вывезти музейные ценности не удалось. Было решено раздать экспонаты сотрудникам музея и их соседям. А когда в конце ноября положение в городе стабилизировалось, все было возвращено в музей, началась сверка коллекции. К этому времени все мужчины, работавшие в музее, уже были на фронте, и сверку проводили новые сотрудники. Она длилась до осени 1942 года, а сразу после ее завершения музей открыл двери для посетителей. В 1942–1944 гг. в музее полностью велась экскурсионная работа, и за это время его посетили 43 тыс. человек!

Несмотря на то, что шла война, работники Серпуховского музея с помощью военного командования стали организовывать экспедиции по местам сражений в Высокиническом и Тарусском районах. И сразу же, на основании собранных там материалов, в музее открывались новые выставки и экспозиции, которые были живым свидетельством героизма советского народа в борьбе против фашистов.

В военное время музей А. П. Чехова в Мелихове являлся филиалом Серпуховского историко-художественного музея, а его первому директору Петру Соловьевув ту пору было всего 20 лет. В первые дни войны он ушел на фронт, а в ноябре 1941 года погиб при обороне Москвы.

Во время войны в усадьбе С. Т. Морозова в селе Успенское располагался Московский конный завод № 1 с комплексом построек (конюшни, ипподром, кузница и пр.). Работа по селекции лошадей не прекращалась тут и в годы Великой Отечественной войны. Правда, значительная часть лошадей была эвакуирована вглубь страны.

В годы Великой Отечественной войны на территории усадьбы баронессы Майендорф в Барвихе располагались военные госпитали, в которых проходили лечение военнослужащие Красной Армии. Не всех удавалось вылечить и поднять на ноги, умерших хоронили на специальном госпитальном кладбище в парке, которое сейчас отмечено памятными знаками с именами бойцов и командиров РККА, всего 157 человек.

По воспоминаниям местных жителей, директор Мурановского музея внук Тютчева Николай Тютчев проводил экскурсии по музею для солдат, которых направляли из Сибири на защиту Москвы. Николай Иванович рассказывал, какое культурное достояние им предстоит защищать. В войну музей работал, экспонаты не эвакуировали. По словам ветеранов, на Барском лугу, где ежегодно проходят знаменитые мурановские фестивали, находилась зенитная установка.

Во время войны через усадьбу «Вяземы» проходила линия фронта. Поселок Большие Вяземы и территория усадьбы подверглись массивным бомбардировкам: плотина и мост на реке были взорваны, сильно пострадали хозяйственные постройки, часть колокольни Преображенского храма. В ноябре 1941 года во дворце усадьбы развернули госпиталь. По официальным данным в Вяземах прошли лечение около 8 тыс. солдат и офицеров Красной Армии. В феврале 1942 года сюда приехал маршал Георгий Жуков. В Вяземах он переночевал и оправился в Москву, где отчитался перед Сталиным о контрнаступлении на Можайском направлении.

Сразу после начала Великой Отечественной войны возникла необходимость эвакуировать ценности дома-музея П. И. Чайковского. В августе 1941 года из Клина по железной дороге отправились два товарных вагона с бесценным грузом: рояль, личные вещи и уникальные рукописи Чайковского, его библиотека, предметы мемориальных интерьеров вывозились на родину Чайковского в г. Воткинск (Удмуртия). Руководил эвакуацией племянник композитора Юрий Давыдов. В Воткинске сотрудники музея развернули экспозицию и начали свою привычную музейную работу. А в Клину готовили к отправке научно-вспомогательные фонды – фотокопии, макеты, книги, оставшуюся часть мебели Модеста Чайковского, брата композитора и основателя музея. Но осуществить это не удалось. 22-23 ноября 1941 года Клин был оккупирован. Дом композитора заняли фашисты. На первом этаже музея они устроили гараж для мотоциклов и сапожную мастерскую, прямо в доме жгли костры. Но 15 декабря фашистам пришлось спешно покинуть дом. Клин стал первым городом, а музей Чайковского – первым памятником культуры в стране, освобожденным от немецких захватчиков.

1 марта 1942 года приведенный в порядок дом-музей открыли для посетителей. Здесь работали выставки, музыкальный кружок, проводились экскурсии, концерты, научные сессии и конференции. Чаще всего музей посещали солдаты проходивших через Клин армейских подразделений и дети. В ноябре 1943 года отмечали 50-летие со дня смерти Чайковского. В музее собрались представители музыкальной общественности, известные артисты, музыканты. В кабинете-гостиной пела прославленная Антонина Нежданова, которой аккомпанировал знаменитый дирижер и пианист Николай Голованов. В конце 1944 года музейные ценности были возвращены из эвакуации, а 6 мая 1945 года, накануне дня рождения композитора, полностью отреставрированный дом-музей открыл свои двери для посетителей. Это было второе рождение музея.

В середине ноября 1941 года, когда немецкие войска начали второе генеральное наступление на Москву, в районе Зарайска был создан Зарайский боевой участок Западного фронта. В период с 1941 по 1943 в Зарайске дислоцировалось 14 госпиталей, в их числе – эвакуационные и подвижные полевые. Известно, что в 1942 году в здании Присутственных мест, которое сегодня занимает государственный музей-заповедник «Зарайский кремль», располагался военный госпиталь. Многие из жителей Зарайска безвозмездно сдавали кровь для раненых. Школьники и студенты читали раненым газеты, выступали с номерами художественно самодеятельности. Музей незадолго до войны был временно перемещен в здание Троицкой церкви, что находилось неподалеку.

В первые же дни войны приказами директора Сергиево-Посадского музея-заповедника (Загорский музей-заповедник) Ивана Птицына были приняты меры по его обороне. Из сотрудников создали службы химической, санитарной, пожарно-восстановительной обороны, наблюдения и связи, охраны порядка. В начале августа 1941-го, когда враг устремился к Москве, в Загорске, находящемся в 70 километрах от столицы, началось строительство оборонительных укреплений. Сотрудники музея провели огромную работу по маскировке объектов Лавры, так как золотые купола служили удобными ориентирами для вражеской авиации. Одновременно готовились к эвакуации музейные ценности первой категории. В кратчайший срок сотрудники Загорского музея, в основном женщины, упаковали в 42 ящика самую ценную часть коллекции, особое место в которой занимала серебряная рака с мощами преподобного Сергия Радонежского. Спустя три недели после начала войны года экспонаты были сданы на временное хранение в Государственный исторический музей, который обеспечивал транспортировку ценностей из музеев Москвы и области.

Но музей и в годы войны не прекращал работу. В 1943 году здесь открылась выставка «Вторая Отечественная война и разгром немцев под Москвой». Посетителями музея в 1941–1942 годах были в основном бойцы и командиры проходивших через город частей Красной армии, солдаты Первой ударной армии и дивизий, формировавшихся в городе и его окрестностях, а также школьники и выздоравливающие раненые бойцы, проходившие лечение в загорских госпиталях. В годы войны в  музее побывали более 50 тысяч посетителей. Не прекращалась научная и археологическая работа.

Ежегодно более 50 экспонатов Военно-технического музея разъезжаются по городам Московской области, чтобы принять участие в торжественных парадах 9 мая. Это и знаменитая «полуторка», и легендарная ГАЗ М1, и боевая подруга «Катюша» на базе ленд-лизовского Студебеккера, другая отечественная техника и техника стран – союзниц антигитлеровской коалиции. История боевых машина – это живая память. До места, где расположен Военно-технический музей (городской округ Черноголовка), фронт не дошел, но каждый экспонат музея воевал. Участие экспонатов в праздничных торжествах, посвященных Дню Победы, – дань памяти музея великому подвигу всей страны.

Источник: Министерство культуры Московской области

Яндекс.Метрика